Павловский дворец

С 2005 года Павловск — небольшой красивый городок в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Он расположен у реки Славянки, в 30 км. от северной столицы. До 1796 года это было село Павловское, основанное в 1777 году.

Немного истории.
В 1777 году земли в долине реки Славянки перешли в собственность к Павлу Петровичу – великому князю Романову. Усадьба стала называться «Село Павловское». Весь архитектурный ансамбль создавался и совершенствовался на протяжении практически 50 лет. Автором проекта парка и дворца стал шотландец Чарлз Камерон, который был приглашен в Россию для оформления Царского Села. Изящный и изысканный Павловский дворец был построен на месте старого деревянного строения. Кроме Камерона его отделкой и оформлением в разные периоды занимались А.Н. Воронихин, К.И. Росси, Дж. Кварнеги, В.Ф. Бренна. Село Павловское создавалось как летняя императорская резиденция, однако в 1788 году Павел Петрович решил подарить его своей жене, оставив себе гатчинский дворец.

Спустя неделю после вступления Павла на престол он лично распорядился переименовать село Павловское в город.

Большой Павловский дворец.
По своим размерам это строение значительно уступает многим пригородам Петербурга и напоминает богатую и нарядную итальянскую виллу в стиле архитектора Палладио. Ядром дворца стал довольно компактный трехэтажный корпус, по обе стороны от которого размещены флигели с изогнутыми галереями.

Вначале облик строения отличался от того, который мы можем видеть сегодня. Как утверждают историки, одноэтажные боковые галереи были пристроены позднее. Парадный фасад дворца украшают восемь коринфских колонн. Венчает здание купол с часто расставленными колоннами. К работам над дворцом был привлечен архитектор Бренна, которому удалось значительно расширить дворец и надстроить боковые павильоны и галереи. Это произошло еще до того, как Павел вступил на престол.

Внутреннее убранство.
Павловский дворец, имеет ощутимый контраст между его строгим внешним видом и роскошным внутренним убранством. На первом этаже располагались гостиные, спальни, кабинеты, столовые. На втором этаже находились помещения, оформление которых носило представительский характер.

Здесь находится Зал Мира и Зал Войны. Некоторое время Зал Войны играл роль Малого Тронного зала. Большой Тронный зал находился в южном павильоне Павловского дворца. Площадь сооружения составляет 400 м2. Жилые покои, как и парадные залы, – это анфилада, которая расположена по периметру дворца. Третий этаж был полностью отдан под служебные помещения.

Центром здания считался Итальянский зал, расположенный под куполом. Его главным украшением была роскошная люстра, выполненная из бронзы и рубинового стекла в конце XVIII века. В оформлении зала принимали участие Бренна, Камерон, Воронихин.

Парковая территория.
Дворец окружает потрясающий парк, площадь которого составляет 600 гектаров и являет собой яркий пример английского стиля паркостроения. Он характеризуется подчеркиванием естественной красоты природы, нетронутой человеком.

Парк украшен многими архитектурными сооружениями: Вольер, павильон Трех граций, Молочня, Турецкая беседка, Итальянская лестница. С ее верхней площадки можно полюбоваться прекрасной панорамой речной долины. Здесь же находится Храм Дружбы. Эта работа Камерона представляет собой античный круглый храм, по периметру которого установлены дорические канеллированные колонны, поддерживающие купол.

Природная часть парка включает в себя Братскую могилу, Парадное поле, Розовый павильон. У южной границы парка установлен небольшой и очень уютный античный храм под названием «Памятник родителям». Он был построен в 1786 году великой императрицей Марией Федоровной. Кроме того, она, стремясь увековечить память о своем супруге, заказала проект мавзолея с патетической эпитафией «Супругу-благодетелю».

Павловск в XIX-ХХ веках.
Главное событие, произошедшее в городе в середине XIX века, – это появление Царскосельской железной дороги, которая соединила его с Петербургом. Конечной станцией стал Павловск. Вокзал по проекту архитектора Штакеншнейдера стал центром летней музыкальной жизни Санкт-Петербурга. Здесь выступали оркестры под управлением Г. Мансфельда, Б. Бильзе, Штрауса-младшего. Концертами дирижировали М.М. Ипполитов-Иванов, А.К. Глазунов и многие другие известные композиторы и музыканты.

До 1917 года Павловский дворец оставался резиденцией русских императоров. В 1918 году появился музей «Павловский дворец». В этом же году город переименовали в Слуцк в честь революционерки В. Слуцкой.

В 1941 году фашисты захватили Павловск, Павловский дворец серьезно пострадал. Были вырублены десятки тысяч деревьев, разрушены павильоны, сожжен дворец, уничтожен вокзал. Советские войска освободили город в январе 1944 года. Тогда-то он и получил свое историческое название. Почти сразу же стали проводиться восстановительные работы, которые продолжались до 1971 года. Именно в этом году для посетителей был открыт Тронный и Кавалерский залы.

Постепенно был восстановлен и сам парк. Руководили работами архитекторы С.В. Попова-Гунич, Ф.Ф. Олейник, И.Г. Капцюг, Ю.И. Синица, В.Б. Можайская. Самое активное участие в реставрации приняли все сотрудники музея, а также его директор А.И. Зеленова и ответственный хранитель музея А.М. Кучумов.

Коллекции Павловского дворца.
Их формирование связано с путешествиями его владельцев по Европе. Посещая известных мастеров, они приобретали скульптуры, картины, изделия из бронзы, сервизы из фарфора, уникальные шелковые ткани. Музей на весь мир славится изделиями декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Особое место в экспозиции отводится коллекции античного искусства, образцам русской и западноевропейской культуры XVIII века.

В музее наиболее полно представлена коллекция тончайшего фарфора конца XVIII и начала XIX века. Предметы мебели, особо интересные для историков, – работа немецких и французских мастеров. Немалый интерес вызывает и мебель по рисункам А. Воронихина. Многие залы дворца убраны уникальными гобеленами. Кроме того, в музее имеются редкие коллекции гравюр, миниатюр, рисунков, канделябров и часов.

Гатчина: Павловский дворец.
Это грандиозное сооружение находится на берегу Серебряного озера. Его начали строить в 1765 году по распоряжению императрицы Екатерины Второй. Это был невиданный по своей щедрости подарок фавориту императрицы графу Орлову. Для него архитектор Ринальди возвел дворец, который напоминал охотничий замок с башнями и подземными ходами. Его строительство продолжалось почти 16 лет.

У парадного входа располагались статуи Маркиори и Морлейтера «Справедливость», «Война», «Мир», «Осторожность». Впервые в истории отечественной архитектуры в облицовке здания был применен естественный материал – местный природный камень. Дворец выполнен а стиле классицизма, в те времена совершенно нового и неизвестного.

Граф Орлов, любитель роскоши, не жалел колоссальных денег на обустройство дворца и вскоре превратил его в великолепную резиденцию. После его смерти Екатерина выкупила свой подарок у наследников Орлова и подарила его сыну Павлу Первому – будущему российскому императору.

Новый хозяин переделал Павловский дворец по собственному вкусу. Реконструкцией руководил известный архитектор Бренн. После ее окончания дворцовый комплекс стал напоминать одновременно надежное крепостное сооружение и загородную виллу. Изменилась внутренняя отделка помещений, увеличились залы и галереи, парадные комнаты стали истинными образцами русского классицизма великолепных XVIII и XIX веков.

С 1801 по 1828 годы Павловский дворец принадлежал вдове Павла Первого, императрице Марии Федоровне. В разное время уникальной резиденцией владели главы государства Российского: Николай Первый, Александр Второй, Александр Третий, Николай Второй.

Второе рождение дворца.
Нацисты при отступлении в 1944 году сожгли дворец, правда, благодаря реставраторам, сотрудникам музея и общественным помощникам Павловский дворец в Гатчине быстро восстановили, но экспозиции музея стали доступны для посетителей лишь в 1985 году. Некоторые помещения Гатчинского дворца реставрируются и в наши дни.

Оставить комментарий