Витебский (Царскосельский) вокзал

Витебский (Царскосельский) вокзал.

Витебский (бывший Царскосельский), в отличие от остальных петербургских вокзалов, которые интересны в качестве памятников эпохи и достижений инженерной мысли, весьма интересен с архитектурной точки зрения.

Вряд ли найдется человек, который откажется отправиться в путь из-под чугунного навеса дебаркадера, находящегося на уровне второго этажа вокзала, главного в истории железнодорожного транспорта России. Тем более что сделать это просто — достаточно приобрести билет на электричку до Пушкина или Павловска.

Из истории железных дорог в России.
Первая железная дорога в России была проложена в 1836–1837 годах между Петербургом и Царским Селом. Первое же деревянное здание вокзала, обслуживающего эту железнодорожную линию, построили на части плаца Семеновского полка (на месте станции метро «Пушкинская»).

Вокзал в те далекие времена выглядел довольно скромно: деревянная платформа и помещение для пассажиров, к которому примыкали несколько построек, предназначенных для ремонта паровозов и вагонов-экипажей. Тем не менее Витебский вокзал быстро стал одной из новых петербуржских достопримечательностей. Толпы людей приходили на вокзал каждый день, чтобы посмотреть на прибытие паровоза и испуганно зажать уши, услышав его громкий гудок. Впрочем, через некоторое время паровозные свистки заменили небольшими органчиками, исполнявшими известные мелодии.

Из истории строительства Витебского вокзала.
Одноэтажное деревянное здание простояло недолго — уже в 1851 году был открыт новый каменный вокзал, сооруженный по проекту архитектора К.А. Тона. Он воплотил в себе новейшие достижения архитектурной и инженерной мысли того времени. К поездам вела мощная аркада бокового фасада. Когда железнодорожные пути проложили до Витебска, вокзал стал называться соответственно — Витебским (в народе его величали Виктором Васильевичем). Правда, уже в XIX веке витебская железнодорожная магистраль продвинулась еще дальше — сначала до города Жлобина, а затем — до Одессы.

Из-за постоянно растущего количества пассажиров здание становилось тесным, его все время приходилось расширять. В 1874–1876 годах по проекту архитектора М.Л. Бернацкого вокзал был перестроен, а в начале XX столетия его снесли. Нынешнее здание Витебского вокзала возвели в 1902- 1904 годах на старом месте по проекту архитектора Станислава Антоновича Бржозовского (При участии С.И. Минаша — ему принадлежит идея внутренней отделки помещении).

Похожее на паровоз здание Витебского вокзала поражало современников своей удивительной архитектурой, обилием металла, сложными техническими приспособлениями, а кроме того — диковинными для того времени лифтами для багажа и пассажиров, а также транспортерами. В то же время здание было одной из первых общественных построек в Петербурге, возведенной в новом по тем временам стиле модерн.

Главенство этого стиля прослеживается и в несколько сдвинутом в сторону главном входе с большим куполом, и в часовой башне — с декоративными барельефами и огромными полуциркульными окнами. Для модерна характерен также большой витраж над входом и мотивы декора, примененные как на фасаде, так и в интерьерах. Здание вокзала удивляло изобилием лепнины, зеркал, блеском начищенных латунных ручек, а также благородной фактурой дубовых скамей и панелей.

Над входом в здание были размещены гербы Санкт-Петербурга и Витебска — конечных пунктов железнодорожных путей.

Стены вестибюля Витебского вокзала были украшены орнаментами и лепниной в виде женских масок и изображением древнеримского бога Меркурия, считавшегося покровителем торговли и путешествий. Чуть позже там были вывешены панно, изображающие Петропавловскую крепость и порт в Одессе (Написаны известными художниками В.И. Быстрениным и С.И. Дудиным). В XX столетии к ним прибавилось еще несколько панно, иллюстрирующих историю Царскосельской железной дороги (Художники Н.С. Самокиш и Е.П. Самокиш-Судковская).

Вокзал на втором этаже?
Развязку железной дороги и набережных Обводного канала пришлось сооружать на разных уровнях. Для этого насыпь, на которую укладывался путь, подняли почти на 5 метров. Вот почему поезда и стали подходить к Витебскому вокзалу на уровне 2-го этажа.

В целях безопасности движения императорского поезда был устроен третий путь, который так и назывался: Императорский. Со стороны засыпанного Введенского канала был построен Императорский павильон, от которого и отходил поезд с августейшими особами. Павильон сохранился и сейчас, а на месте бывшего Императорского пути находятся платформы пригородного сообщения.

Макет поезда с паровозом «Проворный» на Витебском вокзале.
В 1987 году, в честь 150-летия со дня создания первой российской железной дороги, на одной из платформ Витебского вокзала установили макет поезда с паровозом «Проворный», совершившим первый в России рейс из Петербурга в Царское Село. Макет поезда укрыт в специальном павильоне.

К 300-му юбилею Санк-Петербурга первая в истории Витебского вокзала реставрация здания Ему возвратили первоначальный цвет, восстановили большой купол, вставили новые витражные окна, отреставрировали металлический декор и декоративное мощение. Кроме того реконструировали залы первого этажа и дебаркадер, воссоздали заново «Императорское кафе». Первозданный вид приобрели парадные лестницы со стороны Винокурцевского проезда. В Картинном зале проводятся музыкальные вечера (вход свободный).

Сегодня Витебский вокзал вполне соответствует статусу исторического памятника.
В 2007 году на Витебском вокзале, в честь 170-летия железных дорог, открылся памятник строителю первой железной дороги — Францу Антону фон Герстнеру.

Витебский вокзал стал съемочной площадкой многих советских и российских кинофильмов. Говорят, что в общей сложности на вокзале работало около 150 съемочных групп. В частности, в его интерьерах и на его платформах снимались такие фильмы, как «Вокзал для двоих», «Статский советник», «Идиот», «Гибель империи» и др.

Адрес: Загородный проспект, дом 52 (М. Пушкинская).


Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.